Николай Белоус
ЦИТАТЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ УКРАИНИ
Куратор: Оксана Баршинова
18.02 - 18.03.2012
Галина Бородай, Памяти А.Венецианова, 1979-1980, холст, масло, 175x155 см
Николай Белоус, Лето, 2012, холст, акрил, 150х150 см
Петрo Рубка, Koзак Мамай, 1855, холст, масло, 70x83 см
Николай Белоус, Мамай, 2012, холст, акрил, 110х150 см
Сергей Светославский, Волы на пахоте, 1891, холст, масло, 80х126 см
Николай Белоус, Волы, 2012, холст, акрил, 80х150 см
Николай Пимоненко, Возле колодца (Соперницы), холст, масло, 148х194 см
Николай Белоус, Телёнок, 2012, холст, акрил, 130х150 см
Владимир Костецкий, Возвращение, 1947, холст, масло, 196х150 см
Николай Белоус, Отец, 2012, холст, акрил, 100х150 см
Капитон Павлов, Дети художника, 1837, холст, масло, 66х89 см
Николай Белоус, Дети с виноградом, 2012, холст, акрил, 110х150 см
Неизвестный мастер, Самсон, Конец ХVІІІ ст., дерево, полихромия, 159х60х94 см
Николай Белоус, Самсон, 2012, холст, акрил, 150х100 см
Александр Мурашко, Зима, 1905 – 1906, холст, масло, 89х140 см
Николай Белоус, Зимно, 2012, холст, акрил, 150х100 см
Семён Прохоров, Два военнопленных, холст, масло, 74х88,5 см
Николай Белоус, Белогвардейцы, 2012, холст, акрил, 150х150 см
Владимир Орловский, В буковом лесу, 1881, холст, масло, 173х139,5 см
Николай Белоус, Лес, 2012, холст, акрил, 150х120 см
Анатоль Петрицкий, Инвалиды, 1924, холст, масло, 167х194 см
Николай Белоус, Нищета, 2012, холст, акрил, 150х170 см
Федор Кричевский, триптих "Жизнь", 1925 – 1927, левая часть, "Любовь", холст, темпера, 177х85 см
Николай Белоус, Поцелуй, 2012, холст, акрил, 150х100 см
Федор Кричевский, Невеста, 1910, холст, масло, 210х292 см
Николай Белоус, Ведьма, 2012, холст, акрил, 150х200 см
Иван-Валентин Задорожный, Хлеб насущный, 1984 – 1985, холст, темпера, 182х175 см
Николай Белоус, Хлеб, 2012, холст, акрил, 120х150 см
Оксана Павленко, Пусть живет 8 Марта!, 1930-1931, холст, темпера, 150х115 см
Николай Белоус, Праздник женщин, 2012, холст, акрил, 110х150 см

Николай Белоус
ЦИТАТЫ
18.02 - 18.03.2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ УКРАИНЫ
г.Киев, ул. М. Грушевского, 6
тел.: +380 (44) 278 74 54
www.namu.kiev.ua

Куратор: Оксана Баршинова

Современные «ЦИТАТЫ» на украинских классиков

«ЦИТАТЫ» - это реплики мастера на произведения известных украинских классиков, которые являются в постоянной экспозиции музея. Образы, которые заимствует Белоус, актуализируются и теряют свою ауру отстраненных от современности носителей вечности. Среди избранных ним - Федор Кричевский, Анатоль Петрицкий, Иван-Валентин Задорожный, Сергей Светославский, народная картина «Казак Мамай», скульптура «Самсон», Николай Пимоненко, Александр Мурашко и другие классики. После просмотра живописи Николая Белоуса посетители могут увидеть экспозицию музея и найти эти классические произведения.

Николай Белоус считает, что цитаты помогут заново прочесть национальное художественное наследие и связать традицию и современность. Выставка «Цитаты» пройдет в рамках инициированной в 2009 году Национальным художественным музеем в сотрудничестве с современными художниками и продвижения украинского актуального искусства в традиционном музее.

 

Куратор проекта - заведующая отделом искусства XX-XXI века Национального художественного музея Украины Оксана Баршинова отмечает, что существует такое мнение, мол, современное искусство оторвано и стоит отдельно само по себе. «Но я считаю, что это не так. Актуальное искусство очень сочетается с прошлым и является органическим этапом развития традиции украинского искусства в целом », - подчеркивает госпожа Баршинова.

Выставка состоится при содействии мецената проекта «OTP Bank». Одну из «Цитат» Николая Белоуса банк подарит Национальному художественному музею Украины.

___________________________________________________________________________________________________

Выставка Николая Белоуса «Цитаты» проходит в рамках инициированной Национальным художественным музеем Украины в сотрудничестве с современными художниками и продвижения украинского актуального искусства в традиционном музее. В фокусе нашего внимания - столкновение устоявшейся традиции и творческого видения настоящего, создает линии напряжения между различными периодами отечественного искусства.

Идея проекта Николая Белоуса «Цитаты» возникла благодаря специфической заинтересованности именно этого художника в бесконечной циркуляции образов в сфере культуры. В этом отношении особенно благодатной почвой является коллекция Национального художественного музея Украины, где произведения украинских художников XVIII - ХХ веков позволяют раскрыть фундаментальный принцип культуры - наследственность и непрерывность традиции за счет интерпретации наследия предшественников.

Николай Белоус нашел своеобразный художественный язык, стала результатом размышлений по поводу возможных перспектив актуального искусства. Его предыдущие проекты были связаны с высокой классикой кинематографа - как художественного, так и документального («Человек с киноаппаратом», 2008, «Как начинался город», 2009, «Невыносимая легкость бытия», 2010, и др.., Все - в галереи ЦЕХ). Обращение к кинематографу, обусловлено стремлением опереться на некий прообраз, органично привело к серийности, живописной «раскадровки», лишенной, однако, любой повествовательности. Отправной точкой живописи Николая Белоуса стало аналитическое стремление к использованию и переосмысления уже найденной в кинокадре композиции и характера освещения, выявление наиболее обобщенных форм с возможностью их последующего абстрагирования. Причем, задачей своим он видел достижения яркого, плакатно лаконичного образа, не упрощает, а активизирует первообраз.

Работая над проектом «Цитаты», Белоус применяет найденную им манеру для снятия индивидуальности отдельных мастеров и предоставления выстроенного им ряда произведений характера однотипного «фильма». Актуальная живопись выступает как трансляция идей с применением живописных технологий, технического средства, подобный фотоаппарату или видеокамеры, диктует свои правила и технические параметры. Белоус обладает универсальным приемом, является средством фильтрации мощного потока образов, которыми в данном случае выступают шедевры из музейной коллекции, высвобождает изображения от информационных «шумов», выделяет главное, рассчитанное на мгновенное восприятие. Таким путем в свое время шел любимый художник Белоуса Рой Лихтенштейн, звезда поп-арта, который в зрелые годы перешел к освоению в своей «комиксной» манере классики истории мирового искусства. Лихтенштейн утверждал, что, копируя полотна мастеров модернизма, он разрушает их и так «высвобождает свое искусство». Образы, которые заимствует Белоус из экспозиции Национального художественного музея, теряют свою ауру отстраненных от современности носителей вечности. Среди избранных ним - Федор Кричевский, Анатоль Петрицкий, Иван-Валентин Задорожный, Сергей Светославский, народная картина «Казак Мамай», скульптура «Самсон», Николай Пимоненко, Александр Мурашко и другие классики. Ключом к пониманию проекта является работа Галины Бородай «Памяти Алексея Венецианова», в которой непосредственная цитата из произведения русского художника первой половины XIX века растворяется в медитативной тишине Седневского пейзажа, где автопортрет включен в изображение, где нет четкой границы между современным и давно минувшим.

Николай Белоус получил фундаментальное академическое образование, стажировался в Европе, преподавал профессиональные художественные дисциплины в профильном вузе, и выработка собственного художественного языка является итогом его размышлений над судьбой живописи в ХХ веке. Поэтому к участию в проекте привлечены молодые искусствоведы, студенты 5 курса Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, из высказываний которых сложилась «параллельная линия» проекта - текстовые рефлексии на визуальные цитаты Белоуса.

Выставка Николая Белоуса «Цитаты» затрагивает чрезвычайно актуальные для сегодняшней украинской культуры проблемы нового читания национального художественного наследия, выстраивание связей между традицией и современностью. Актуальная живопись, несмотря на упрощение, расчет на целостное мгновенное восприятие, яркий колорит отсылает к важнейшей, первичной функции искусства, важной во все времена его развития, - заставить рассматривать всматриваться, концентрироваться, а значит, находиться в поле действия настоящего художественного переживания.

Оксана Баршинова,
куратор проекта

___________________________________________________________________________________________________

В рамках подготовки проекта «Цитаты» для студентов-пятикурсников факультета теории и истории искусства Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры была организована встреча с Николаем Белоусом. Результатом беседы с художником стали небольшие тексты, в которых отразилось видение молодыми специалистами творчества Белоуса и его места в современном украинском искусстве. Отрывки из них мы приводим ниже.

 

Работы Николая Белоуса аскетические, от них веет отчуждением. Полотна не апеллируют к чувствам зрителей, не требуют их эмоционального отклика, они живут цветными объемными формами в своих плоскостях, не стремясь их покинуть, полностью заполняя их. Аскетизм прослеживается и в выборе автором цветовой палитры. Белоус использует базовые, основные цвета, которые, безусловно, выполняют свою функцию: передают живое, вибрирующие страдания, страсть, отчаяние, экзальтацию, порыв, но в лаконичной форме изложения.
Николай Белоус - отшельник, современный Гоген, который однажды решил поставить на карту все перед неизвестностью, выбором нового пути. Он уверен, он сомневается, но идет своим путем. И результаты не заставляют себя ждать: искусство Белоуса стороннее, не сопоставлено и несравнимое с творчеством любого украинского современного художника, не вписывается в заумно-бессмысленные проекты кураторов.

Кристина Замостянова

 

Рассматривая работы Николая Белоуса, мы вроде видим перед собой стоп-кадры из фильмов. Он применяет фрагментарную композицию, предоставляя зрителю вырванный из жизни момент. При созерцании работ в том или ином порядке в нашем воображении вырисовывается определенная целостная картина, этакий мини-фильм (или - страницы комиксов), созданный воображением и наблюдениями художника и трактуемый каждый по-своему, в соответствии с собственного опыта.

Юлия Пилипчук

 

Любовь Николая Белоуса к кинематографу заложено в душу его полотен. Если работы выстроить в одну линию, то можно увидеть определенное живописное «кино», которое имеет начало, развитие и логическое завершение.
Художник является режиссером и оператором. Декорациями для его нового вида кино яркий цвет, местами экспрессивная подача и импульсы локальных пятен, также передают настроение, - как дождь или солнце. В современном мире виртуальных технологий автор дает возможность увидеть нас со стороны, как мы псевдоощущаем друг друга, но это происходит не в реальном времени тет-а-тет, а через экран или полотно, как в данном случае.

Алина Воронко

 

Картины Н.Белоуса - это рефлексия поп-арта, переосмысление этих методов в связи с собственными творческими поисками.
В работах присутствует определенный элемент абстракции: отделение главных объектов, образов, предметов, их обобщение, - без времени и конкретного пространства. Этот эффект усиливает нейтральный черный фон.
Можно заметить, что Николай Белоус нашел свою собственную реальность, аутентичную и устоявшуюся, хотя способ самовыражения и технический метод всех серий картин остается неизменным и одинаковым, без разнообразия.

Заплешна Юлия

 

Николай Белоус - художник с непростой судьбой и нелегким путем познания себя. Он не нашел свой художественный язык, а пришел к нему. Основными для него являются не выразительные средства или подходы к изображению, а переживания каждой картины, не обозначенной личностными ассоциациями или ударением на сюжете.
Форму он выстраивает основными и несколькими дополнительными спектральными цветами на черном фоне. Таким образом изображение воспринимается одновременно плоскостным (благодаря чистоте цвета) и объемным (черный выдвигает остальные цвета вперед).
В образах Белоуса - постмодернистическая цитатность на классиков. Следующим шагом является цитатность на цитаты.

Мария Кабак

 

Плакатность произведений художника выводит его образы на уровень знаковости, а знаки растворяются в эфемерности бытия кинематографа. Все происходит внутри картины, диалог со зрителем отсутствует, цвет практически исчезает, остается его фантомом, как память о бытии. Черный - воздух, но и пустота одновременно ... а может не пустота, а космос, в котором есть все, все цвета палитры? Однако, из черного, а с зеленовато-грубого проступают формы, созданные ограниченной палитрой избранных художником цветов. Мазки широкие, смелые и одновременно они тают, исчезая друг в друге, не смешивая цвета на полотне. Теней нет, полутона отсутствуют, картина решена локально, даже несколько грубовато, подчеркивая плоскостность изображения.

Светлана Яценко

 

Николай Белоус насыщает свои произведения содержательностью благодаря цвету и форме, а не наративности, сюжетности.
Его творческий метод способствует выявлению индивидуальной гаммы, уникальной, как отпечатки пальцев, как черты каждого индивидуума. Она играет первостепенную роль в самосознании его не только как художника, но и как личности в целом.
Основным колористическим приемом художника является инверсия цвета. Он использует контраст цветных сопоставлений, которые наглядно выражены во взаимодействии предельной насыщенности локальных цветов. Этот прием позволяет отделить передний план картины от заднего, заставляет рассматривать картину в заданной художником последовательности.

Ольга Пешая

 

Николай Белоус видит роль художника как своеобразного посредника, задачей которого является восприятие и передача информации.
Стоит отметить, что своеобразный и легко узнаваемый стиль художника основывается на объединении рельефного и плоскостного. В своих работах Николай Белоус активно работает локальными цветами, применяет черный, который «выталкивает» на поверхность другие цвета, что придает работам внутреннее движение, жизненную силу.
Основная идея работ Белоуса заключается в том, чтобы показать и сочетать между собой объем и цвет. При применении такого формального решения сюжет картины теряет свое первостепенное значение, давая зрителю возможность непосредственного восприятия работы.

Дарья Кабанец

 

 

 



ФОТОРЕПОРТАЖ