О ПОКА ЕЩЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ МИРАХ

Случается, что свобода преподносит сюрпризы. Избавление от устоявшихся ориентиров и прежних связей выталкивает в пространство неопределенности и безотносительности, где приходится по-новому переопределяться, выискивать в бессвязном многообразии точки устойчивости и выстраивать хоть какие-то отношения, в том числе и с самим собой. Зачастую подобное выстраивание осуществляют посредством воспроизводства, повторения прежнего, рискуя, таким образом, сохранить в настоящем то, от чего стремились избавиться. Случается и так, что освобожденный не узнает в своем настоящем признаков своего прошлого, как будто изменения во внешнем никоим образом не должны повлиять не него самого, а новые условия существования не востребуют новых самоопределений.  

Похоже, это наш случай, поскольку украинское мейнстримные искусство и культура, переживают нечто подобное - отталкиваясь от советского прошлого, они пытаются воспроизвести и сохранить все те признаки и свойства, которые окончательно укрепились именно в советские времена, полагая, что именно таким образом удастся возродить оригинальный Volksgeist. Сложно сказать чего тут больше - ностальгии, комплексов или нечистой совести. Во всяком случае, все это слишком ресентиментально. Укоренившийся в советские времена образ Украины как крестьянской страны, как и прежде, довлеет над доминирующими представлениями об ее истинном облике, вопреки тому, что текущие изменения уже не позволяют ему укрепиться. Но маловероятно, что искусство станет надежным помощником в учреждении или возрождении подобной "органической национальной общности" (одна нация, один язык, одна культура), поскольку вообще маловероятна реализация проекта мирной гомогенизации Украины. 

Украинский мейнстрим не то чтобы влачит жалкое существование, он образует параллельный мир воспроизводства унаследованных из советских времен как способов управления, в том числе и культурой, так и образцов самопонимания. Смычка первого со вторыми обеспечивает его необходимыми средствами существования, однако отсутствие прежнего режима принуждения вынуждает замыкаться на самом себе. Впрочем, пока еще ресурса достаточно, чтобы инсценировать некоторое движение, некий официозный декор. Правда, невозможность экспансии привносит в его существование ощущение бессилия, злобу и истеричность, ибо внешнее ему не столько сопротивляется, сколько просто не принимает всерьез, реагируя разве что на нарушения условий мирного сосуществования, то есть на попытки прямого администрирования и вмешательства. Естественно, никто бы не отказался и от поддержки, но если нет - так нет.

Иными словами, украинская современность демонстрирует исключительный пример почти мирного сосуществования двух культур или, если быть точным, устоявшееся разграничение жизненных пространств, одновременное бытование двух потоков, изредка пересекающихся между собой. Пафосный государственнический мейнстрим национальных праздников и прочих официальных церемоний и параллельный ему мир актуального искусства, все более заполняющий публичное пространство. Новым здесь является не столько наличие альтернативы - она и раньше существовала, правда, в неофициальном или неформальном режиме, - сколько расширение неофициозного публичного пространства как местопребывания актуального искусства, которому свойственно не установление общего для всех мира в соответствии с неким образцом, а перерастановка объектов и образов этого мира или создание ситуаций, способных изменить наши взгляды и подходы по отношению к нему. Несообщаемость или минимальная сообщаемость этих двух пространств - отличительная особенность сегодняшней ситуации. Действительно, сложно вообразить обустройство украинских властных пространств при помощи работ А.Сая, В.Цаголова или И.Исупова, разве что как очередную арт-провокацию.  

Впрочем, в последнее время данная ситуация демонстрирует черты нестабильности, причиной чего стало повышение интереса к современному искусству со стороны представителей бизнес-элиты. Возрастание спроса на произведения актуального искусства - обнадеживающий симптом, позволяющий предположить, что запараллеленость двух потоков - всего лишь временное явление. Не исключено, что в недалеком будущем данный процесс вызовет качественные преобразования и в самом мейнстриме, коль скоро вызреет осознание необходимости изменений. Возможно, ни ему, ни нам уже не избежать переопределения самих себя. Однако не приведет ли это также к преобразованиям (в стиле, в тематике, в качестве), и в самом актуальном искусстве?  

Владимир Фадеев
специально для галереи "Цех"