Линас Ляндзбергис
ПСЕВДОЛИТОВСКИЙ ПЕЙЗАЖ
14.12.13 - 22.03.2014
Все литовцы романтики. Это республика художников и поэтов. Традиция воспевания сил природы стихий и «священных ландшафтов» осталось у литовцев на генетическом уровне. Кроме того, что страна омывается Балтийским морем и около 30 % ее территории покрыты лесами, Литва была одной из последних языческих государств Европы.
В этом контексте известный литовский художник Линас Ляндзбергис выглядит хулиганом, который, создавая лирические пейзажи, словно нарочно разбивает их яркими «вставками». Резкая цветная геометрия «встроенных» мультимедийных изображений создает эффект коллажности. В результате, мягкий классический фон начинает казаться почти абсурдным.
Считается, что пейзаж относительно молодой жанр живописи. Он трансформировался в самостоятельный тематический элемент, в первую очередь, благодаря творчеству импрессионистов. Расцвет же этого типа живописи связан с изобретением красок в тюбиках, что позволило художникам работать за пределами своей мастерской.
В современном урбанистическом пространстве, пейзажи вокруг нас имеют свойство постоянно меняться. И чуть ли не единственный способ сделать «стоп - кадр» - это попытаться визуально зафиксировать их. В работах Линаса присутствует противостояние «расслабленной реалистичности» и китчевых «визуальных вирусов», они как будто находятся в постоянной динамической борьбе. Кое-кто видит в работах Линаса легкую грусть за постимперскими амбициями потомков Великого княжества Литовского.
Линас предлагает посмотреть на живописные ландшафты с символической точки зрения. Несмотря на их визуальную пестроту, они достаточно метафоричны. Иронию его художественного жеста подчеркивают названия работ, которые одновременно и создают сюжетное напряжение. Так, одна из работ посвящена Теду Качиньскому, американскому математику - анархисту, который почти 20 лет посылал по почте бомбы ученым и руководителям предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы или занимающихся разработкой компьютерных технологий. На картине «Я еще не все тебе сказала, дорогой» нарисован коктейльный столик с бокалом и карманным пистолетом. А единственными кругообразными объектами в работе «Два апологета современного искусства в научных кругах» являются нимбы. Работа «Последнее фото клана» почти трагическая, поскольку достаточно легко спрогнозировать судьбу кеглей над пропастью.
Находясь в семантическом поле этой выставки трудно удержаться от цитирования Бодрийяра и его теории симулякров (копии того, чего на самом деле не существует) так же, как и принцип монтажа образов Жижека. Живописные полотна проекта «Псевдолитовський пейзаж» могли бы быть прекрасными иллюстрациями к книге под названием «От эпохи Возрождения до Постмодерна». В результате сочетания романтических фонов и ярких импликаций, пейзажи Линаса передают атмосферу контрастного современности. Очевидно, они отсылают зрителей к наблюдению ландшафтов другого типа, совсем не природных, и вовсе не литовских.