АКВАРЕЛИ ЭПОХИ ГИПЕРРЕАЛЬНОСТИ

Безусловное мастерство не нуждается для получения признания в терминологически витиеватых условностях объяснений – иначе оно не называлось бы безусловным. Подтверждением этому являются нереально реалистичные картины Евгения Петрова, представленные в галерее ЦЕХ в рамках проекта «Пирс». Основной характеристикой этого проекта является художественное совершенство. Прочие затасканные рекламной индустрией превосходные степени сравнения излишни, впрочем, как и все остальные слова в наступившую эпоху гиперреальности. Характерной её особенностью является засилье симулякров, поэтому чтобы создать точный портрет этой эпохи, требуются гиперреалистические художественные средства. Они являются залогом значимости созданного с их помощью произведения искусства, поскольку производители знаков без означаемого в силу своей пустотной природы попросту не в силах эти средства осилить.

«Пирс» в виртуозном акварельном исполнении Евгения Петрова разрезает море составляющих ткань современной социальной реальности симулякров, обнажая от масс-медийной драпировки и гламурного глянца истинное тело бытия, которое автор выражает посредством натуралистичного изображения тела человеческого.
 
Евгений Петров создал убедительный, точный образ современной Украины. Это постепенно разрушающаяся от стихийных ударов судьбы уродливая бетонная конструкция советских времен, коряво приукрашенная трафаретными штампами западной массовой культуры. На этой конструкции ютятся маленькие люди, занятые собственными маленькими делами, от которых их неспособны отвлечь даже неотвратимо надвигающиеся штормы грядущего.
 
Персонажи на сцене пирса являют собой предельно четкое отображение украинского общества. Его главная проблема манифестируется уже самим названием одной из вошедших в серию картин – «Да похуй», на которой любители рыбной ловли в зимний шторм не обращают никакого внимания на одного из своих товарищей, смытого с пирса мощной волной.
 
Безразличие к сотрудничеству, главной причиной которого является неспособность к состраданию и взаимопониманию, можно рассматривать как одну из главных причин погружения общества в бездну. Такой социум ожидает нечто ужасное, и предчувствие этого выражено на другом представленном в экспозиции полотне под названием «Затмение».
 
Искусство Евгения Петрова неоднократно воплощалось в жизни. После выставки серии его картин 2010 года «Пляж», на которых были изображены нападения акул на пляжников, зубастые твари покусали туристов в Египте. Это могло бы показаться курьезным совпадением, однако пророческой оказалась и серия 2012 года «Столкновения», в которую вошли картины с изображениями толпы милиционеров в касках и рухнувшего в степях Украины Боинга. Хотелось бы верить, что картина «Затмение» с угрожающей черной тучей, нависшей над беспечно резвящимися на пирсе юношами, все же не является видением будущего. Хотя вполне возможно, это изображение уже отражает настоящее.
 
Работа над проектом «Пирс» длилась с 2013 года, и основной её характеристикой является кропотливость. Творческое кредо Евгения Петрова – в каждой работе добиваться максимума, как будто она последняя в жизни. Поэтому серия «Пирс» представляет собой интерес не только как совокупность отдельных артефактов, но и как иллюстрация последовательного восхождения автора к новым высотам мастерства, кульминацией которого в серии явился автопортрет в декорациях того же пирса. Поражающая гиперреалистичностью исполнения одинокая фигура художника порождает эффект остранения, который заставляет воспринимать его не как автора серии работ, но как впервые увиденного на пирсе незнакомца, что, в свою очередь, дает четкое понимание того, что художник, несмотря на изначальное противопоставление себя социуму, все же не может не являться его частью, транслируя таким образом смыслы сквозь призму локального контекста. Однако, как известно, выражать с помощью частного общее всегда было хорошим правилом в искусстве.
 
Сам Петров описывает создание акварелей как искусство управления водой, и в этом он действительно добился уровня, который просто потрясает. «Пирс», экспозиция которого продлится до 30 марта – это, безусловно, один из лучших персональных украинских арт-проектов 2015 года. Must see.